Популярные направления

    Специальные тарифы от авиакомпаний

    Все спецпредложения авиакомпаний

    Предполетный контроль безопасности

    Перед посадкой на борт самолета каждого авиапутешественника ожидает ряд обязательных процедур – проверка документов и таможенный досмотр, а также предполетный контроль безопасности. В связи с тем, что последняя процедура имеет свои особенности, ее стоит рассмотреть подробнее. Следует отметить сразу, что за безопасность пассажиров отвечает администрация аэропорта, авиакомпании к этому вопросу отношения не имеют. Сами же воздушные перевозки регламентируются строгими предписаниями относительно багажа и тех вещей, которые вы берете с собой в салон самолета.

    Существует перечень опасных предметов, которые не пропустят на борт ни при каких условиях. Ручная кладь проверяется весьма тщательно (особенно всевозможные жидкости и гели в ней). Это связано с введенными в Европейском Союзе в конце 2006 года ограничениями, призванными защитить пассажиров от терактов с применением жидких взрывчатых веществ. Cогласно трактовке службы безопасности, термин «жидкости» объединяет воду и другие напитки ( сиропы, супы). Из косметики и парфюмерии сюда входят: кремы, гели (для волос, душа), духи, дезодоранты, пены (для бритья), тушь для ресниц, пасты и тому подобные средства.

    Общий объем перечисленных веществ в ручной клади не должен превышать одного литра на пассажира. Чтобы не усложнять досмотр, лучше всего с собой забрать то, что действительно может понадобиться в полете (необходимые лекарства или детское питание, например). При этом не стоит удивляться, если сотрудник службы безопасности захочет проверить рецепт врача на ваше имя или попросит предоставить еду для пробы. Дополнительно вам разрешат пронести товары, содержащие жидкость, из магазинов беспошлинной торговли. Их продают в специально запечатанных пакетах, и количество таких покупок в аэропорту не ограничено.

    Какова же стандартная процедура предполетного контроля безопасности? Он проводится после регистрации билетов, а для пассажиров международных рейсов – после паспортного и таможенного контроля. Подтверждением того, что вы летите данным рейсом, послужит авиабилет и/или посадочный талон, а также документ, удостоверяющий личность. Во время досмотра проверяются верхняя одежда, головные уборы, ремни и обувь, электронная техника, металлические предметы и жидкости. Вещи в специальных контейнерах ставятся на транспортер и проходят через рентгенотелевизионный интроскоп. Небольшие предметы (монеты, зажигалку, часы) лучше положить в ручную кладь. Все жидкости в емкостях не более 100 мл обязательно упаковывают в закрывающийся прозрачный пластиковый пакет. Ноутбуки, телефоны, фотоаппараты, видео и аудиоплееры, детские игрушки осматриваются отдельно, при этом техника должна быть выключена. Также обращают внимание на медикаменты, детское и диетическое питание. Не забудьте, что вам должны предоставить одноразовые бахилы и пластиковый пакет размером 18х20 см. Пассажирам, путешествующим с детьми, разрешается брать в салон самолета дорожную колыбельку, пеленки, другие вещи для ребенка (весом не более 5 кг).

    Сами пассажиры проходят под аркой металлодетектора, так что в карманах не должно быть ничего металлического. Согласно законодательству ЕС в некоторых случаях практикуется личный досмотр. При всей неприятности такой ситуации отказываться от этого неуместно, также как не стоит шутить в ответ на уточняющие вопросы работников службы безопасности – вас попросту могут снять с рейса. Что же касается изъятых при досмотре вещей, классифицированных как опасные – их не возвращают, и компенсацию за них не выплачивают.

    С 2007 года в аэропортах США традиционные металлодетекторы стали заменять сканерами, создающими на экране картинку тела человека. А в 2009 году после небезызвестного инцидента с нигерийским террористом, который попытался взорвать самолет, летевший из Амстердама в Детройт, чувствительные просвечивающие устройства стали устанавливать в аэропортах всего мира. Такие сканеры бывают двух типов – рентгеновские  (Backscatter X-ray) и микроволновые, причем качество изображения последних значительно выше. Внешне отличить их несложно: рентгеновский сканер похож на две будки, между которыми становится человек, а прозрачная кабинка микроволнового сканера оснащена вращающимися антеннами.

    Казалось бы, современная аппаратура – прекрасная альтернатива утомительной процедуре раздевания-одевания во время досмотра. Но одновременно с повсеместным  внедрением сканеров стали возникать вопросы, которые невозможно обойти вниманием. С самого начала общественность прозвала новые сканеры «раздевающими» из-за того, что они высвечивают не только спрятанные предметы, но и контуры тела. Именно поэтому комиссия Евросоюза потребовала, чтобы оператор, анализирующий картинку, находился в отдельной кабинке и не контактировал с пассажирами. Полученные изображения хранить запрещено, да и технически нецелесообразно из-за их количества. Кроме того, дотошные интернет-исследователи выяснили, что самые вопиющие изображения обнаженного тела, якобы полученные с помощью сканера – банальный фотошоп, так что эта сторона проблемы не вызывает особых опасений.

    Смущает другое – практика показывает, что чувствительные приборы часто реагируют на складки одежды, пуговицы или даже пятна пота, и в итоге пассажиров приходится досматривать, как и прежде. Так что, несмотря на настойчивые призывы Европарламента, далеко не все страны стремятся к массовому внедрению сканеров в аэропортах.

    И совсем серьезным представляется вопрос о том, насколько вредны сканеры для здоровья человека. Ведь в распоряжении специалистов пока очень мало данных о воздействии сигналов этих приборов на человеческий организм. Одни исследователи утверждают, что бояться нечего, и в доказательство приводят сравнение с микроволновыми печами, мобильниками и другой бытовой техникой с куда более сильным излучением. Другие опасаются изменений в клетках на генетическом уровне, а также возможных поражений кожи, которая принимает на себя основную массу излучения. К тому же, даже самая продвинутая техника иногда может дать непредвиденный сбой. Один из американских физиков не без иронии утверждает, что «риск скончаться от последствий облучения в сканере равен риску стать жертвой теракта» в самолете и составляет он 1:30000000.

    Вывод из всей этой информации напрашивается вполне однозначный: хотя безопасной дозы радиационного излучения не существует в принципе, сканирование в аэропортах – далеко не самое опасное мероприятие (особенно по сравнению с различными диагностическими медпроцедурами). Степень риска зависит от состояния здоровья пассажира и от частоты полетов. Следует знать, что любой человек может отказаться от сканирования, в этом случае ему будет предложен ручной досмотр. Остерегаться сканирования (особенно с помощью рентгеновского сканера) стоит беременным женщинам.

    С мая нынешнего года правила контроля безопасности в аэропортах немного упростились. Теперь пассажиры, обувь которых имеет подошву толщиной менее сантиметра и каблук не выше 2,5 сантиметров, могут не снимать ее при досмотре. То же касается тонких и узких ремней, хотя если в рамке металлоискателя зазвенит металлическая пряжка, ремень все равно придется снять. В недалеком будущем аэропорты планируется оснастить устройствами, распознающими тип жидкости. Это должно повлиять на нормы провоза жидкостей в ручной клади.

    На данный момент специалистами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) разрабатывается принципиально новая система контроля безопасности, которая разделит пассажиров на «известных», «обычных» и «вызывающих подозрение». Идентификация будет проводиться по данным сканирования радужки глаза. «Известным» пассажирам, многократно проверявшимся в аэропортах, предложат быструю процедуру прохождения через детектор наличия жидкости, металлодетектор и рентген. 

    Большинство путешественников попадет в категорию «обычные», их ждет дополнительная проверка на наличие взрывчатых веществ. Те же пассажиры, информации о которых недостаточно, либо подозрительные личности будут подвергаться самому тщательному досмотру. Считается, что такая система более продуктивна и удобна, к тому же в перспективе ее можно будет объединить с таможенными и иммиграционными процедурами. Тестирование новой системы планируется начать уже в следующем году.