Популярные направления

    Специальные тарифы от авиакомпаний

    Все спецпредложения авиакомпаний

    В поездку во всеоружии

    В нашей прошлой беседе дизайнер авторских оригинальных украшений Лена Се поделилась с нами своими идеями преображения образа с помощью лишь ярких атрибутов, которые помещаются в несессере. Освоив «науку побеждать», и прихватив с собой разные комплекты украшений для одного и того же наряда, мы продолжаем двигаться дальше. На этот раз – по эпохам и континентам.

    Елена, расскажите нам о ваших любимых стилях в искусстве, влияющих на ваше творчество.

    По стилям мне очень близок византийский – это вычурность, роскошь и изобилие. Из более современных – витиеватый и изящный арт-нуво, со своей удивительной «текучей» пластикой на основе старинных традиций.

    Интересные исторические нотки… Может, немного «поиграем» с темой путешествий в историю? Где такой вояж начинается для вас?

    Я с ходу назову Одесский археологический музей – это вообще любимая история… В 5 лет меня впервые привела туда бабушка, и посещение Золотой кладовой я запомнила навсегда! Тогда там еще экспонировалась богатейшая золотая пектораль – копия знаменитого украшения, но тоже древняя и удивительно искусная работа. До сих пор помню свой восторг и строгое: «Девочка, убери руки от стекла!» (смеется). А в 2009 году я сделала несколько украшений «а-ля пектораль»: тканевые оклады, расшитые жемчугом, стразами Сваровски и пайетками. Я даже оставила пару украшений для себя, уж очень они мне близки! А «греческий зал» музея?!

    Орнамент-«леандр» меня просто заворожил, и все эти картины на терракотовых вазах, линии в одежде, стиль причесок… Все актуально и оригинально и в наши дни: недавно я создавала наряд и украшения – почти венок патриция! К нему – множество браслетов, которые носятся высоко на руке, по моде далеких времен. Такие «исторические» путешествия в современной моде встречаются сплошь и рядом!

    Если путешествовать по странам, наследие каждой из них находится на поверхности: Египет – характерные узоры и иероглифы, Италия – римские тоги и венки. А какое наследие у Украины?

    Богатейшее ! Во-первых, Украина – это древняя трипольская культура (Киев находится на территории бывшего трипольского поселения). Что-то обнаруживают до сих пор, и это просто невероятно: все эти фантастически прекрасные работы сделаны еще в 3 тыс до н.э.! Скифы и сарматы – наследие огромное. А еще Украина – это изумительные росписи и орнаменты, причем этой темой я увлеклась еще давно, увидев у приятельницы старую книгу с иллюстрациями. Увы, традиции были забыты, а ведь когда-то целые села славились определенными узорами: где-то птицы, где-то цветы – самые разные и невероятно искусные орнаменты!

    У меня есть вышиванка, принадлежащая семье, которой около 100 лет! Она расшита бисером, стекрлярусом, и весит около 2 кг – я одевала ее всего раз в жизни, на первое причастие дочки. Так вот, чувство – фантастическое! Во-первых, она особенная, потому что всегда принадлежала нашей семье. А еще – я не представляю, как и сколько времени ее тогда расшивали, все эти объемные розовые цветы, листья… Только в Украине, Карпатах и Закарпатье расшивали стеклярусом, и, например, если рабыня-полонянка была вышивальщицей – это очень ценилось. И, кстати, из-за этого нельзя сказать, что украинские традиции утеряны. Они стали… путешествовать по миру: многие турецкие орнаменты – на самом деле украинские, крымские. Те же «турецкие огурцы», схематичные остроугольные изображения коней по краю ковров – все это наше, такой вот экспорт! (смеется).

    Причем очень эффективно, ведь вместо унылых учебников – яркие украшения! Сегодня мало кто помнит значение того или иного узора, орнамента, а ведь каждая деталь несет какую-то информацию… Но винить никого нельзя: в целях безопасности в советское время детям не давали «лишних» знаний, ведь ребенок может проговориться о том, что, например, бабушка читала молитвы и не чужда «язычеству» в вышивании! Ну а сегодня я большой сторонник грамотного приобщения к нашим давним традициям. Ведь это то, что всегда находит отклик на каком-то генетическом уровне: я в детстве трепетно относилась к каким-то вещам, сама не знаю почему. Узор, мелодия – и, что называется, «мороз по коже»! Только потом я узнавала, что это отклик на вполне реальное исторические наследие… Красота сама по себе несет пропаганду, а если еще и рассказывать все интересно и правильно – будет у нас целая образованная нация!

    Сейчас в моде национальные мотивы, и, похоже, чтобы прослыть оригинальным украинским дизайнером, достаточно использовать вышивку…

    Оригинальность может проявляться по-разному. Очень важно ощущать грань, пересекать которую не следует даже в стремлении быть очень экстравагантными и заметными. Вышитые панталоны со шлейфом могут эпатировать публику на показе, но в любом случае они будут смешны и нелепы в повседневной жизни, не более того!

    Лена, а понятие моды для вас существует?

    Конечно, я учитываю то, что преподносит тот же «глянец» – какие-то актуальные цвета для украшений, которые будут учитывать истинные модницы. Например, объявляют: желтый и оранжевый – цвета сезона. Я обязательно сделаю что-то в духе тенденций и у покупателей будет возможность «пофасонить» (смеется)! Но при этом я терпеть не могу жесткие рамки «up» и «down» – интересно, если кто-то посчитал немодным изумрудный цвет и высокий каблук, мне нужно немедленно выкинуть или не одевать любимый наряд и украшения? Слепо следовать моде – терять себя! Всегда интереснее предлагать свое видение те же тенденций. Например, мой вариант «фенечек», которыми все вдруг увлеклись – необычные браслеты из полудрагоценных камней!

    А можно прозаический вопрос – где сегодня лучше покупать те или иные украшения? Например, раньше гранатовый браслет нужно было покупать в Чехии…

    Сейчас таких рекомендаций вам никто уже не даст: законы рынка все смешали! Не исключено, что даже для завода «фирменных» ювелирных украшений с камешками-гранатами поставляются материалы из-за границы – так дешевле! Все меняется, раньше мне очень нравились вещицы, которые там выпускали – тогда дизайнеры просто копировали работы древности и старины, музейные экспонаты. Серьги в «средневековом» стиле, кольцо «византийской» школы – было на что посмотреть и чем гордиться, покупая такие украшения! Теперь там всем ведает дизайнер с собственным творческим видением, и объективная ценность работ уже иная: просто дело вкуса.

    А если копнуть глубже? Читаю: «Недавно в Бодруме госпожа Сальма Хайек выбрала себе золотой амулет от сглаза с синими, желтыми и белыми сапфирами». Вы верите в мистику камней и украшений?

    Какие-то «вибрации» наверняка есть, и, хотя церковь это отрицает, существуют древние представления и знания тех же друидов (не мифических персонажей, а знахарей у древних кельтов)… И недаром говорят, что янтарь – «теплый», жемчуг – «чистый», а гранат – «царский» камень, символизирующий достаток. Недаром им украшали короны! Но знаете, я не верю, что камни могут всерьез что-то конкретное изменить, как «волшебный ключик». Если украшение мне не нравится, я не стану его одевать лишь потому, что камни там составляют некий тайный смысл по гороскопу или по учению фен-шуй! Ведь сейчас нередко все ссылки на учения – это лишь продуманный маркетинговый ход и расчет на психологию: ну что, человек, ты тверд в своих убеждениях? Повлияем? Лично я составлением «талисманов» не занимаюсь и подбираю камни и узоры в согласии с гармонией образа и украшения, которое задумала.

    Иногда бывают курьезы, например, дама твердо говорит: «Я не ношу жемчуг». И приводит массу причин, хотя на самом деле, видимо, просто кто-то авторитетный для нее сказал, что жемчуг это «не элитно». Я лишь улыбаюсь, когда вскоре она приходит и покупает не один комплект со словами: «Как, это все – жемчуг?» (смеется).

    Скажите, а менталитет и географические реалии накладывают отпечаток на творчество дизайнера? Например, на Востоке любят множество крупных украшений…

    Восток – всегда символ изобилия, но в случае с украшениями причины прозаичны: традиции! Муж имеет право сказать: «Все, ты мне не жена!» И женщина уходит в том, что на ней одето, и если в шкатулке остаются драгоценности – они остаются в покидаемом доме. Так что восточная женщина – это не «витрина», а «вклад»!

    А русская? Просто любит «варварские» украшения, как считают иностранцы?

    Россия – большая страна, там каждый город имеет свой характер! Вечная тема – Москва и Петербург. Жители одного города могут с ходу купить мое украшение и, одев его, сказать, что это итальянский бренд, и не станут поправлять собеседника, если он станет восхищаться «бриллиантами» (хотя на самом деле это будут стразы). Другие же будут дольше присматриваться, прикидывать, что за вещицы и к чему подходят – и купят просто ради самого украшения, которое им по нраву. Что за марка, кто автор? Elena Se, made in Odessa! (смеется).

    Вы не боитесь называть вещи своими именами, госпожа одесситка?

    Нет, что вы! Зачем скрывать такие вещи, и терять часть индивидуальности? Это то, что изначально привлекает интерес публики! К тому же я не замыкаюсь на местных темах…

    Номер один в таком списке – путешествие по… Украине! Я действительно мечтаю посетить все области, разные города и местечки. А итогом этого путешествия стал бы фотоальбом: разные уголки Украины, и тут же, рядом – украшения. Я серьезно занималась фотоделом, и осуществить такой «фотовояж» – больше, чем абстрактная затея. Скорее – один из будущих проектов. В Италии я бывала, причем вовсе не в рамках обычной турпоездки!

    Итальянка Антонелла, о которой я говорила в нашей прошлой беседе, пригласила меня погостить. Мы побывали в городках севера Италии, практически неведомых туристам, где живут очень обеспеченные люди. Десять минут езды машиной от Венеции – и ты словно оказываешься в другом измерении! Стиль и ритм жизни, манера одеваться – все отличается от привычных видов и стереотипов. Говорите, Милан диктует моду? На севере любят приглушенные тона? Что ж, вот вам иная картина: яркие краски и натуральный шелк, обязательно оригинальные сумки и украшения. Такая вот школа высокой моды в жизни – знаете, это не менее интересно, чем походы по музеям!

    Впрочем, и этому мы отдали свою дань: ну как при моем интересе к истории и культуре пройти мимо наследия Венецианской республики? Франция, Италия, Лондон – я бывала в музеях мира, они безусловно стоят внимания, но, знаете, нигде нет такого ощущения богатства, разнообразия простора и глубины, как в Украине! К сожалению, многое разрушено, забыто – тем интереснее и важнее любые находки и открытия. Так хочется всем поделиться!

    Лена, а что бы вы захватили в путешествие в будущее из нынешних стильных достижений?

    Новое тысячелетие – это идея эклектики. Я думаю, именно с ней мы и будем двигаться дальше. Раньше мода «шагала» столетиями (эпохи), потом, в прошлом веке – десятилетиями. К примеру, 50-е годы – узкая юбка и несколько ниток жемчуга , 60-е – «космос», 70-е – «хиппи», 80-е – «панк», потом – «нео панк»… А дальше все смешалось, конечно, не без импульса со стороны дизайнеров Высокой моды – от Лагерфельда до Сони Рикель. И мне это невероятно нравится! Свобода творчества, свобода самовыражения, и просто больше возможностей сочетать большее количество вещей. Кардинально новых стилей не появляется – все родом из очень далекого прошлого, но, трансформируясь, оно переходит в будущее. А гениальность нынешних времен – эклектика!